Нозематоз медоносных пчел. Болезнь взрослых рабочих пчел, маток и трутней. Возбудитель — микроспоридия Nosema apis — внутриклеточный паразит эпителиальных клеток средней кишки пчел. Споры ноземы овальные, сильно преломляют свет. Размер (4,3—5,5) х (2,2—3,5) мкм. Оболочка гладкая или слегка волнистая, трехслойная, толщиной 0,2—0,3 мкм. У одного полюса споры она тоньше, образует микропиле 0,08 мкм. Внутри споры различают: зонтикоподобный пластинчатый поляропласт; полярную трубку длиной до 400 мкм, свернутую в виде спирали; спо-роплазму (зародыш) с двумя ядрами; заднюю вакуоль. Заглоченные пчелой споры через 10—30 мин попадают в среднюю кишку, где под действием желудочных соков поляропласт увеличивается в размерах, оказывает давление на стенки и внутреннее содержимое споры. Прикрепленная к переднему полюсу споры полярная трубка выворачивается и с силой, способной пробить оболочку нескольких клеток, выбрасывается, увлекая за собой содержимое (спороплазму) споры. Процесс выбрасывания полярной трубки и инокуляция через ее просвет в клетки хозяина зародыша (который после выхода из споры называют планон-том — амебулой) происходят мгновенно. В протоплазме, реже — в ядре клетки, паразит проходит сложный цикл развития, включающий стадии мерогонии и спорогонии. Покрытый однослойной мембраной планонт увеличивается в размерах и превращается в меронт (шизонт). Происходит деление ядер внутри клетки паразита, образуется многоядерный плазмодий, который после деления цитоплазмы распадается на двухъядерные клетки. Этот процесс повторяется дважды (шизогония I и II порядка). Меронты первого и второго поколений различаются размерами и интенсивностью окраски ядер и цитоплазмы. После завершения мерогонии у паразитов формируется вторая оболочка и клетка носит название «споронт». Каждое ядро споронта делится надвое, затем происходит разделение цитоплазмы клетки, в результате чего формируется два споробласта, преобразующиеся в споры. Через 36 ч после заражения образуются споры с тонкой эндоспорой, с менее длинными полярными трубками, которые инъецируют спороплазмы как внутрь зараженной клетки, так и в соседние с ней клетки эпителия. После этого возникают сохраняющие споры, которые попадают в просвет кишечника. Они способны к последующей реинвазии эпителия и сохранению во внешней среде при выделении с калом. Полный цикл развития паразита заканчивается через 48—72 ч. Средней инфекционной дозой считают 20—90 спор на пчелу. Заражение пчел возможно при температуре от 10 до 37 °С (оптимум развития ЗГС). В средней кишке пораженной пчелы находят до 250—262 млн спор, в задней — до 500 млн. Помимо A. mellifera паразит развивается у А. сегапа, шмелей, возможно, у гигантской пчелы (A. dorsata), адрен, галиктов, некоторых видов мух (ихнемониды и др.). В лабораторных условиях возбудитель культивируют на пчелах или используют культуры клеток и эксплантанты ткани пчелы.
Большая часть популяции N. apis в мире генетически однородна. Жизнеспособность спор во внешней среде зависит от многих факторов. В трупах пчел в лабораторных условиях они сохранялись от 4 мес до 6 лет, в почве перед ульями — от 44 дней до 2 лет, на сотах и в меде — 1,5—2 года, в воде при 20°С — 90—113 дней. При нагревании до 57—65 "С споры погибают через 10—15 мин; в текучем паре—через 1—5 мин; в 4%-ном формалине при 25 °С — в течение 1 ч; в 2%-ном растворе гидроксида натрия при 37 "С — через 15 мин; в 80%-ной уксусной кислоте (200 мл на улей) при 16°С —через 5—7 дней; в парах хлоруксусной кислоты (1 мл/м3) при 18 °С — 2 ч; в 10%-ной хлорной извести — через 10—12 ч; ультрафиолетовые лучи в зависимости от интенсивности инактиви-руют сухие споры через 5—22 ч; в воде — через 37—51 ч. Медоносная пчела может быть инфицирована другими видами микроспоридий насекомых. На территории Европы у пчел неоднократно обнаруживали крупные продолговатые споры микроспоридий размером 6 х 3; 6 х 3,5; (7,7—14) х 4 мкм и грушевидные споры размером (4,6—6,4) х (2,5—3,4) мкм. В Алтайском крае у пчел отдельных проб выделены споры длиной 11,95 ± 0,53 мкм, которые не реагировали с гипериммунной сывороткой против N. apis. На территории США в клетках эпителия средней кишки установлены цилиндрические споры со слегка заостренными концами размером в среднем 4,2 х 0,8 мкм. Споры содержат одно ядро, полярная трубка спиралеобразная (7—9 витков). Поражающая карликовую пчелу (A. florea) нозема, споры которой вдвое меньше спор N. apis, также опасна для медоносной пчелы.
Новый вид N. ceranae, поражающий эпителий средней кишки А. сегапа, имеет цилиндрические, прямые или слегка изогнутые споры размером 4,7х2,7мкм (при фиксации и окраске 3,4x1,7 мкм). Споровая стенка толщиной 137— 183 нм. Полярная трубка свернута в виде спирали, состоящей из 20—23 витков, уложенных в два слоя. Геном паразита отличается от N. apis| ДНК содержит 36,3 % гуанин-цитозина (для представителей этого рода микроспоридий характерно содержание в пределах 33,9— 38,6%). Представляет определенный интерес Nosema sp., обнаруженный у ос (Vespula). Медоносные пчелы невосприимчивы к возбудителю пебрины тутового шелкопряда (N. bombycis) и паразиту саранчи N. locustae. Случайность находок, недостаточная изученность обнаруженных микроспоридий и отсутствие детального описания их влияния на организм медоносной пчелы, шмелей, люцерновой пчелы-листореза пока не позволяют определить их истинного значения в патологии этих полезных насекомых, разработать доступные методы диагностики и борьбы.
Эпизоотологические данные.
Болезнь может возникать во всех зонах разведения медоносных и среднеиндий-ских пчел при их совместном содержании на пасеках. Заболевание отмечают весной, реже — осенью. Источник заражения — больные пчелы или матка. Споры паразита выделяются с экскрементами, которые попадают на поверхность тела пчел, соты с пергой и медом, стенки улья, диафрагму, утеплительный материал. Пчелы пасеки заражаются в следующих случаях: при длительном содержании их в несменяемом улье; перестановке старых непродезинфицированных рамок и сотов с кормом из больных семей в здоровые; подсадке в семьи маток, больных нозематозом; блуждании пчел; пчелином воровстве; различными насекомыми, имевшими контакт с инвазионным материалом; потреблении воды из загрязненной трупами и фекалиями пчел поилки. Предрасполагающими факторами заболевания служат: длительная зимовка; низкое качество зимнего корма (наличие пади, субтоксических доз ядохимикатов); высокая влажность воздуха в зимовнике; неблагоприятная для лёта пчел погода; ослабление семей пчел в результате отравлений, заболеваний, вызванных возбудителями иной природы; нарушения в кормлении (недостаток белка в прошедший сезон года, скармливание большого количества сахара в зимовку); комплектование пасеки в северных районах страны южными породами пчел (кавказская, итальянская). Заражение маток часто происходит при содержании их в нуклеусах в период спаривания и при транспортировке в маточных клеточках.
Патогенез.
Паразит проникает в наименее защищенные эпителиальные клетки суживающейся задней части средней киШ-ки, где слабо развита и часто отслаивается перитрофическая мембрана. Позже поражаются различные участки средней кишки. С развитием болезни пораженные клетки отторгаются в просвет кишечника. Отделившиеся клетки за счет лизосом обеспечивают выход спор в просвет кишечника в течение 2—3 ч. Скорость отторжения клеток значительно превосходит восстановление эпителия. В результате нарушения переваривания и всасывания питательных веществ быстро расходуются белки организма. Гипофарингиальные железы, ответственные за выработку личиночного корма и инвертирование сахара, у пораженных пчел быстро атрофируются. Дегенеративным изменениям подвергаются даровое тело, ректальные железы, яичник маток. В связи с недостаточностью белка больные нозематозом пчелы больше потребляют пыльцы. В кишечнике создаются условия, благоприятные для развития микрофлоры, что приводит к отравлению организма продуктами распада.
Клинические признаки.
Различают две формы проявления нозематоза: типичную (явную) и скрытую (латентную). Первая отмечается в зонах с умеренным и холодным климатом, вторая — во всех зонах земного шара (преимущественно в тропиках и субтропиках). Явную форму наблюдают в конце зимы и весной. Пчелы беспокоятся, издают непривычный шум, вылетают из улья, потребляют много корма. Из улья исходит неприятный запах, стенки и соты покрыты фекалиями. Около летков, на дне улья большое количество погибших пчел. Весенний облет недружный, пчелы ползают около улья. Брюшко их мягкое, растянутое, при вскрытии средняя кишка увеличена, белого цвета, поперечная исчерченность исчезает; задняя кишка увеличена или нормальная. Пчелы вялые, мало реагируют на внешние раздражения. Их летная активность, медосбор и опылительная активность снижаются на 50 % и более. При поражении 60 % пчел в семье отсутствует медосбор. Матка прекращает откладку яиц, площадь расплода сокращается. Выращенные в больной семье матки неполноценны. Больные трутни теряют способность к осеменению. Часто семьи пчел погибают в конце зимы и весной. При скрытой форме болезни отмечают слабое проявление внешних признаков заболевания. Нозематоз часто протекает совместно с другими болезнями.
Диагноз.
Предположение на нозематоз основывается на наличии пятен поноса на стенках улья и сотах, массовой гибели пчел, маток в конце зимы и весной, плохом развитии семей пчел в активный период. Для окончательного диагноза в лабораторию высылают не менее 50 погибших пчел (при гибели семьи пчел берут из среднего слоя подмора со дна улья). Дифференциальный диагноз. Нозематоз следует отличать от сальмонеллеза, колибактериоза, гафниоза, падевого токсикоза, незаразного поноса пчел.
Профилактика.
Для предупреждения нозематоза необходимо, чтобы семьи пчел в период своей активной деятельности постоянно имели в достаточном количестве белковый корм. В зимовку оставляют сильные семьи с большим количеством молодых пчел на доброкачественном цветочном меде. Слабые семьи (2—3), не успевшие развиться летом, сажают в один улей и хорошо утепляют. Часть зимних кормовых запасов заменяют сахаром (5—8 кг). При обнаружении пади в меде его откачивают полностью и семьям дают сахарный сироп, который скармливают в теплое время до наступления холодов с учетом последующего выхода молодых пчел, не участвующих в переработке сахара. Во второй половине зимовки в ульях осторожно заменяют утеплительные подушки на чистые сухие. Для зимовки используют сухие, хорошо вентилируемые помещения с температурой не выше 2° С и относительной влажностью 80 %. Основной способ профилактики нозематоза— ежегодная дезинфекция сотов. Для дезинфекции используют пары уксусной кислоты (200 г 80%-ной ледяной уксусной кислоты на 12-рамоч-ный улей в течение 8 сут при 16—18 °С или длительнее при более низкой температуре). Можно хранить пустые соты и соты с кормом в парах 33%-ной уксусной кислоты (эссенции) в течение всей зимы. После обработки соты проветривают до исчезновения запаха в течение 1—2 сут. Для обеззараживания соты выдерживают также 24 ч при температуре 48,4 °С или 4—8 сут при 42—45 °С (относительная влажность 40—60 %). Ульи и хорошо отстроенные соты после механической очистки деревянных частей обрабатывают из гидропульта 4%-ным раствором формалина. Увлажненные соты ставят в улей, который плотно закрывают, щели замазывают и держат в течение 4 ч при 20 "С. Для дезинфекции также используют пары формалина. В чайник наливают 300 г воды и 100 г формалина и нагревают до кипения. Пар по резиновой трубке поступает в улей с находящимися в нем сотами. Температура внутри улья должна быть 50—55 °С. Время дезинфекции не менее 30 мин. При этом следует предохранять соты от прямого попадания пара. Запах формалина удаляют водой с последующим опрыскиванием 1%-ным раствором нашатырного спирта. Для дезинфекции стенок и дна улья используют прожигание их огнем паяльной лампы. Одежду, лицевые сетки, холстики с ульев, мелкий инвентарь кипятят 20—30 мин.
Инвентарь и оборудование (кроме сотов с пергой и медом) дезинфицируют газом. Споры теряют жизнеспособность при обработке окисью этилена (1000 мг/л, экспозиция 48 ч при температуре 43 °С) или смесью оксида этилена и бромида метила (ОКБЭМ) в соотношении 1:25 (1500—2000 г/м3, экспозиция 72 ч при температуре 10—28 °С и относительной влажности 36—89 %). Обеззараживание инвентаря и оборудования газами проводят под пленкой ПК-4 вне помещений на специально оборудованной площадке. Необходимы тщательная герметизация и соблюдение специальных правил работы с этими газами. Один из способов предупреждения нозематоза — своевременная выставка пчел из зимовника. После проведения пчелами очистительного облета в первые благоприятные по погодным условиям дни (температура воздуха не. менее 12 °С) семьи осматривают и пересаживают в чистые ульи, оставляя соты с расплодом и кормом. Расширяют гнезда только после наступления устойчивой теплой погоды. На пасеках содержат более устойчивые к нозематозу породы пчел (краинская, или карпатская, среднерусская).
Меры борьбы и лечение.
В случае заболевания зимой проводят раннюю выставку семей пчел из зимовника для очистительного облета. Из гнезд удаляют соты, загрязненные фекалиями. Пчел пересаживают в чистые ульи. Из старых гнезд переносят только соты с расплодом, предварительно очистив рамки. Семьи утепляют и подкармливают сахарным сиропом. Из лечебных средств при нозематозе применяют фумагиллин (фумагиллин ДЦГ, фумидил Б). Содержимое флакона растворяют в небольшом количестве теплой воды, а затем приливают при помешивании к 25 л сахарного сиропа (1:1). Теплый лечебный си-Роп, приготовленный перед употреблением, наливают в чистые кормушки или на соты по 0,25 л на одну семью ежедневно в течение 21 дня. Всего на одну семью расходуют около 5 л такого сиропа. Препарат можно также давать за 15—20 дней до выставки пчел из зимовника в смеси со специально приготовленной сахарной пастой, которую кладут на рамки улья над клубом. Препарат не стерилизует организм пчелы от возбудителя, действует на паразита только при наличии его в кишечном тракте хозяина. Устойчивости ноземы к фумагиллину не установлено, сильно пораженные (50 % и более пчел) семьи труднее поддаются лечению. Препарат эффективен при использовании весной, данные по его осеннему (профилактическому) действию противоречивы, успех зависит от распределения фумагиллина в семье, расположения клуба пчел в улье, сохранности средства. Антибиотик используют при содержании пчел в нуклеусах и пересылке маток. Определенный эффект при нозематозе пчел получен при применении азоловых препаратов (метранидозол, толтразурил и др.), эметина, фармицина Б, настойки полыни горькой.