3. Система пчеловодства в неразборных ульях
В XVII веке бортевое пчеловодство пришло в упадок. Упадок бортничества был результатом крупных изменений в экономике страны - увеличивалась плотность населения, расширялись пахотные угодья, вырубались леса. Уже в XVI веке из Украины лес и получаемые из него материалы в большом количестве вывозились в Западную Европу через Львов, Силезию и Данциг. В Московском государстве бортничество, под натиском более интенсивных форм сельского хозяйства, отодвигалось на юг и восток, в менее заселённые местности. Бортники, по мнению некоторых историков, были первыми колонизаторами окраин Московского государства.
К XVII веку относятся многочисленные жалобы бортников на чинимые им препятствия. Охранять бортные ухожия становилось всё труднее и труднее. В одной челобитной московскому царю говорилось так: "пришлые люди стали чинить всякое воровство... пчёлы драли... а отдельные деревья со пчёлами и без пчёл на корени секли... и бортные снасти имали и бортников били и грабили и смертным убийством уграживали".
В другой челобитной бортники указывают, что служилые люди "пчелы дерут и из бортей в ульи пчелы выгоняют".
Законодательство того времени защищало бортничество: "...Кто же пожелает расчищать свой лес, не должен, повреждать бортей и бортевых деревьев"... "Хозяин земли, вспахивая свое поле, не должен чужое бортевое дерево близко подпахивать"... (Литовский статут).
Но осуществить эту защиту становилось все труднее. Многие пчеловоды-бортники бросали насиженные места и переселялись в незаселенные места окраины государства, организуя там новые бортные ухожия. Некоторые искали другой выход - переходили к новым формам хозяйства.
Трудность охраны бортей, сокращение площадей под лесом вызвали к жизни переходную улье-бортевую (стойловую) систему пчеловодства. Бортники стали выделывать из обрубков деревьев ульи и подвешивать их к деревьям.
Следующий шаг - устройство пасек из колодных и дупляночных ульев. Самое слово "пасека" (посека) происходит от слова "сечь" - рубить. В старину участки в лесах, освобожденные от деревьев, назывались пасеками (сравни - просека). Так как это делали чаще всего для того, чтобы на небольшой площадке поставить ульи, слово "пасека" закрепилось за пчеловодством
На смену бортничеству пришла более интенсивная система пчеловодства в ульях (колодах). "Пасеки, подобно бортным ухожьям, сослужили весьма большую службу для заселения края" (Миклашевский. Здесь речь идет об южных окраинах Московского государства). В 1647 г. до сведения московского правительства дошло, что в Вольновском уезде поселилось много пасечников-черкасов (украинцев). Посланный для сыска Сухотин узнал, что между городами Вольным, Хотмыжском, Белгородом и Чугуевьш уже имеется более 300 пасек. Пасечники пришли верст за 200 из Ахтырки, Гадяча и других мест. Только в 7 пунктах, лежащих в окрестностях Белгорода, находилось 58 пчельников.
Улье-бортевое пчеловодство. Ульи привязывались к деревьям или же ставились на особых помостах, устраиваемых на деревьях
Что представляло собой большое и хорошо поставленное по тому времени пасечное хозяйство, видно из следующего примера. Московский царь за какие-то провинности князя Ромодановского конфисковал его поместье. В описи "отписанного" на царя имущества значилась пасека. На ней находилось 543 улья с пчёлами, изба с сеньми, клеть, конюшня, 4 омшаника, сарай, в котором хранилось 644 порожних улья. В качестве "пасечной железной и медной посуды" были: котёл медный большой ведра в 4 ("в нём мёд сытят, пчелу кормят на выставке - весною"), 4 железных теслы, заступ, мотыка, топор, струг, буравец и скобель. Из 543 ульев в 1665 г. было "убито худых 144 улья, из которых выломано 138 пудов 20 фунтов мёду", а остальные 399 ульев "доброй и средней пчелы" оставлены впрок. В мае 1665 г. при выставке оказалось: "6 ульев мёртвых (23 фунта вощины), 4 улья подчищено". В августе "молодых роёв оказалось 328, осенью убито 216, впрок оставлено 505". 4 марта 1666 г. 477 ульев было отправлено в Москву.
К Середине XVIII столетия бортничество почти везде уступило место пасечному хозяйству, но, несмотря на более интенсивную форму организации хозяйства, экономическое значение пчеловодства в XVIII и XIX веках резко упало. Продукты пчеловодства потеряли свою былую ценность.
На смену "медам стоялым" и медовому сбитню пришла хлебная водка и квас, появился сахар из свеклы, вместо восковых свеч стал широко применяться керосин.
Содержание пчёл на пасеках вызвало сильное распространение болезней пчёл, о чем имеются указания, относящиеся еще к XVIII веку.
Более прогрессивная, чем бортничество, система колодного пчеловодства сыграла положительную роль и также отживала свой век, хотя колодное пчеловодство по количеству ульев преобладало над рамочным вплоть до двадцатых годов XX столетия.
Станица: 1 2 3 4 5 6