Вход на сайт | Регистрация | Забыли пароль?
 
 








 
Из истории пчеловедения

 

В Паланге в Музее янтаря есть удивительный экспонат — медоносная пчела, застывшая в доис­торической смоле (впоследствии из нее получился янтарь). Ученым удалось определить возраст пче­лы как биологического вида — более 50 млн лет.

Современные медоносные пчелы — это на­секомые отряда перепончатокрылых (Hymenoptera) надсемейства пчелиных (Apoidea). Впервые медоносной пчелу назвал Карл Линней, с тех пор ее официальное название — «Apis millifera» —«пчела медоносная, или западная».

Следует отметить, что западная пчела явля­ется лишь одним из 4 видов рода Apis. Она оби­тает в европейских странах, Африке, а со вре­мен колонизации — также в Америке, Австра­лии и Новой Зеландии (в одомашненном виде).

Ареал обитания трех других видов — азиат­ский континент. Встретить пчел здесь можно практически повсеместно — ив горных районах и на равнине.

Так, гигантская индийская пчела (Apis dorsata) отдает предпочтение гористой местности и встречается на высоте 2000 м над уровнем моря. Представители этого вида населяют страны Юго-Восточной Азии, распро­страняясь на восток до Филиппин.

Гигантская индийская пчела строит свои гнезда на ветвях деревьев. Гнезда представляют собой един­ственную пластину разме­ром до 1 м.
Индийская карликовая пчела (Apis florea) предпочитает равнинные местности и распрост­ранена примерно на той же территории. Ее гнез-
до также состоит из одной пластины, но меньше­го размера — 8x12 см.

Обычная индийская пчела (Apis cerena) оби­тает на территории практически всех азиатских государств, ее также можно увидеть в некото­рых областях Западной и Восточной Сибири. Этот вид наиболее близок к медоносной пчеле.

 
Наряду с медоносной, индий­ская пчела является общест­венным насекомым: она жи­вет семьями — колониями, состоящими из рабочих пчел, матки и трутней. Отдельные особи пчел неспособны к са­мостоятельному существова­нию. Как и медоносные, ин­дийские пчелы являются хо­рошими опылителями цвет­ковых растений.
 

Следует отметить, что медоносная пчела яв­ляется практически единственным одомашнен­ным видом надсемейства насекомых подотряда жа­лящих перепончатокры­лых. Ее разводят ради по­лучения меда, воска, ма­точного молочка, пропо­лиса, перги, яда, а также опыления растений. Про­дукты пчеловодства ис­пользуют в пищу и в каче­стве лечебного средства, они находят широкое применение в косметоло­гии и различных областях промышленности.

Использование продуктов пчеловодства на­чалось еще в эпоху первобытного строя, а широ­кое распространение мед, прополис, воск и пче­линый яд получили в Средние века. Свидетель­ством тому являются письменные источники Древнего Китая, Древнего Египта, Древней Гре­ции, Древнего Рима и ряда других стран. Сохра­нилось множество старинных рецептов лечеб­ных снадобий, приготовленных на основе меда и воска. Так, китайцы еще в 3-м тыс. до н. э. рекомендовали мед в качестве лечебного средства. В Индии об антитоксических свойствах меда было известно еще во 2-м тыс. до н. э., этот про­дукт использовали как противоядие. В Индии и Египте, наряду с медом, использовали пчелиный яд как лечебное средство для втираний.

В Египте эпохи фараонов мед применяли при лечении гнойных ран и язв. Кроме того, его советовали давать детям и подросткам в качест­ве средства, повышающего интеллектуальные способности, применяли при лечении глазных болезней. Об этом упоминается в папирусе Эберса —«Книге приготовления лекарств для всех частей тела», которая является древней­шим памятником египетской медицины.

Благотворное влияние продуктов пчеловод­ства на человеческий организм отмечали многие лекари, в том числе и знаменитый древнегрече­ский врач, реформатор античной медицины Гиппократ (V-IV вв. до н. э.). Он советовал упо­треблять мед при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, печени, нервных расстройствах.

Гиппократ называл продукты пчеловодства главными целительными средствами от всех не­дугов, а мед — продуктом долголетия. Как и древнеегипетские целители, знаменитый врач советовал лечить раны средствами, приготов­ленными на основе пчелиного меда.
О пользе пчелопродуктов писал и знамени­тый древнеримский врач Педаний Диоскорид (I в. н. э.). В его труде «О лекарственных средствах» имеются упоминания не только о меде, но и о прополисе.

Большим знатоком и ценителем продуктов пче­ловодства был прослав­ленный врач, ученый и мыслитель Востока, автор фундаментального труда «Канон врачебной науки», в котором обобщен опыт врачей древности и сред­невековья, Абу Али ибн Сина (ок. 980-1037), из­вестный больше под име­нем Авиценна. Великий врач древности Гален (ок. 130 — ок. 200) рекомендовал использовать мед и пчелиный яд в качестве средств, улучша­ющих рост волос и устраняющих плешивость.

Интересные факты из исто­рии апитерапии приводит М. М. Френкель в своей книге «И пчелы лечат», изданной в 1988 г.:«Древние памятни­ки Среднего Востока под­тверждают тот факт, что пче­ловодством в этих местах занимались уже более 5 тыс. лет назад. На эмблемах фа­раонов обнаружено изобра­жение пчелы. Литературные источники также свидетель­ствуют о том, что изучением жизни пчел... занимались греческий философ Аристо­тель и, римский писатель, ученый Плиний Старший .
 

В своих трудах он отмечал неоспоримое превосходство меда и прополиса над другими лечебными средствами. По мнению Авиценны, мед помогает при многих заболеваниях, повы­шает жизнестойкость человеческого организма, поэтому его необходимо употреблять в пищу практически всем людям в любом возрасте, а прополис является незаменимым средством при лечении ран, полученных от стрел и шипов.

Многие древние медики отмечали положи­тельное влияние меда и продуктов пчеловодства на кожу. Сохранились некоторые рецепты медо­вых мазей и лепешек. Например, Авиценна советовал смешивать небольшое количество меда с пшеничной мукой (без добавления воды), де­лать из этой смеси лепешки и прикладывать их к больному месту. Средство считалось эффек­тивным при лечении ожогов и длительно неза­живающих ран.

Скифы Северного Причерноморья также ис­пользовали мед, прополис и воск при лечении раз­личных поражений кожи, в том числе язв и ран. Упоминания о развитии пчеловодства у скифских племен и применении ими пчелопродуктов можно найти в сочинениях знаменитого древнегре­ческого историка Геродота (между 490-480 — ок. 425 до н. э.).

На Руси о целебных свойствах продуктов пчеловодства (в том числе и пчелиного яда) было известно еще в древности. В Киевской Руси и удельных княжествах Московского государства мед использовали для приготовления различных напитков (медовухи, кваса, травяных чаев с ме­дом) и кондитерских изделий (пряников и др.).

Мед находил широкое применение в народ­ной медицине при лечении ряда заболеваний. В старинных рецептах красоты этот продукт пчеловодства являлся основным компонентом, наряду'с ним использовались лекарственные травы и молочные продукты.

Пчелиный воск шел на изготовление красок и лаков, им обрабатывали специальные дощечки для письма, изготавливали восковые печати, свечи и благовония, а также готовили некото­рые лекарственные препараты.
Хорошим противовоспалительным и повы­шающим иммунитет средством считался пропо­лис. Его рекомендовали использовать при кож­ных болезнях, заболеваниях полости рта и горла, при зубных болях и в ряде других случаев.
Особым почетом на Руси пользовалось лече­ние методом пчелоужаливания. Известно, что русский царь Иван Грозный излечился от подаг­ры с помощью этого метода. Пчелиный яд по сей день считается эффективным средством при ле­чении ряда заболеваний — радикулита, сердеч­но-сосудистых заболеваний, болезней цент­ральной нервной системы и др.

Исследователь М. М. Френкель в своей кни­ге «И пчелы лечат» отмечает:«Бурное развитие пчеловодства началось в период распростране­ния христианства в связи с использованием вос­ка для изготовления свечей. Примитивное пче­ловодство — бортничество являлось в Киевской Руси к началу X в. довольно доходным промыс­лом. В этот период мед стал использоваться не только как ценный продукт питания, но и в каче­стве лечебного средства. Лепешки из ржаной муки с медом применялись на Руси для лечения ран и воспалительных заболеваний кожи. Избы­ток собранного меда русские купцы продавали купцам Венеции и Генуи, с которыми в тот пери­од велась оживленная торговля».

В XVIII в. в России пчеловодство считалось прибыльным, но доступным только состоятель­ным людям делом: один пчелиный рой в это вре­мя стоил полгривны, тогда как лошадь — 3 гривны. Примечательно также, что личную печать императрицы Екатерины II украшало изобра­жение ульев с пчелами.

Пчеловодство всегда было богоугодным промыслом. В настоящее время в Абхазии со­здан уникальный Богородичный опытно-иссле­довательский институт пчеловедения. Основами богородичного пчеловедения являются естест­венные законы жизни, ведь монахи и священни­ки издавна занимались пчеловодством.

 
На Руси существовала тради­ция дарить невесте на свадь­бу мед как символ счастли­вой жизни. На свадебном столе для молодых стояла специально приготовленная слабоалкогольная медовуха. Этот напиток они должны бы­ли пить в течение первого ме­сяца совместной жизни — «медового» месяца.
 

О принципах Богородичного пчеловедения, отражающих совершенно новый подход к удиви­тельному созданию Apis mellifica, в беседе с Прези­дентом первой пчеловод­ческой компании«Тенто- риум» рассказал директор Богородичного Абхазско­го опытно-исследователь­ского института, архиман­дрит отец Никодим: «Одно из преданий гласит, что в Киево-Печерской Лавре еще в начале X в., когда первоначинатели мона­шества на Святой Руси преподобные Антоний и Феодосии, с подвижниками-монахами, поселя­лись на жительство в земляных пещерах на бере­гу Днепра, одну из таких пещер они выкопали специально для пчел.

В предании говорится, что в«пчелиной пе­щере» колоды с пчелами располагались таким образом, что между ними были соединительные ходы для перехода пчел из семьи в семью. Изо­лированы были лишь пчеломатки. И таких со­единенных между собой семей в «пчелиной пе­щере» было до 150, и не было среди пчел ни рое­ния, ни драк, ни воровства, имеющихся в совре­менном пчеловодстве.

Второй пример аналогичного совместного содержания многих пчелосемей относится к то­му времени, когда их содержали на Крайнем Се­вере, в районе современной Архангельской об­ласти преподобный Зосима и Савватий. Этих святых почитают в православии как покровите­лей пчеловодства. Такой многосемейный улей был сделан сподвижниками-монахами из мест­ных материалов — камыша и рогозы. Он был наподобие человеческого жилища, в него мог свободно входить человек и работать с пчелиными .семьями, соединенными между со­бой переходами.

Что в этих красивых преданиях? Сказки или реальность? За давностью столетий и даже ты­сячелетия, достоверно ответить на этот вопрос мы не можем. Лишь Господь знает об этом. К Нему с молитвенной просьбой, несомненной верой мы и обратились за раскрытием этого во­проса. И был нам ответ, что эти предания — ре­альность и, если мы пожелаем, то можем повто­рить этот опыт, уже в современных условиях. Вот таким было начало «Богородичного пчело­ведения».

«Богородичным» оно было названо потому, что нам — монахам, возвещение было свыше, а «пчеловедением» — потому, что дает людям со­вершенно новое знание обращения с медонос­ными пчелами. Во-первых, для общения и рабо­ты с медоносными пчелами, как об этом знали преподобные Антоний и Феодосий, а также Зо­сима и Савватий, надо иметь неискаженное по­нятие о самих медоносных пчелах. Для этого нужно оставить все прежние измышления и фантазии ума человеческого, а также ту предна­меренную ложь и обман, которые были внедре­ны в умы и сердца людей прежними идеология­ми и мировоззрениями (особенно это касается материализма).

Изначально медоносные пчелы были созда­ны «домашними сообщественно-семейными на­секомыми». Понимая под словом «домашние» таких, которые, хоть и могут выжить без вмеша­тельства человека, но особой полезности не да­дут. Если курица будет жить без вмешательства человека, она снесет за сезон не более 25 яиц для восполнения своего потомства. Если же че­ловек создаст ей соответствующие условия жизни и питания, то она снесет за тот же сезон до 250 яиц. А домашняя корова даст 20-30 лит­ров молока в сутки вместо 2-3 нужных для того, чтобы прокормить теленка. И так во всем.

Примеров и с животными, и с растениями множество. То же и с медоносными пчелами. Сегодня, без понятия о них, как о «домашних» насекомых, люди получают от улья не более 10-15 кг меда за сезон. А те, кто вмешивается в жизнь пчел, чтобы создать им соответствующие условия, устойчиво и ежегодно получают по 70-100 кг и более.

Во-вторых, медоносные пчелы и в их первосоздании — общественно-семейные насекомые. Значит наиболее благоприятные для них усло­вия — в объединении многих пчелосемей в од­ном жилищном объеме, с изоляцией лишь самих пчеломаток, чтобы пчелы смогли свободно пере­ходить из одной пчелосемьи в другую, а не в же­стком разделении на улья, как это происходит сегодня.

Человек может успешно управлять живот­ными и растениями в их сообществах лишь тог­да, когда осознает Божественные Законы, зало­женные в каждом из этих естеств. Они и состав­ляют основу «Богородичного пчеловедения» или пчелоуправления будущего».

 
 
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать
 
 
 
 
 
Использование материалов сайта "Пуд мёда" разрешено только с личной, некоммерческой целью. При этом гиперссылка на сайт pudmeda.com обязательна.