В Паланге в Музее янтаря есть удивительный экспонат — медоносная пчела, застывшая в доисторической смоле (впоследствии из нее получился янтарь). Ученым удалось определить возраст пчелы как биологического вида — более 50 млн лет.
Современные медоносные пчелы — это насекомые отряда перепончатокрылых (Hymenoptera) надсемейства пчелиных (Apoidea). Впервые медоносной пчелу назвал Карл Линней, с тех пор ее официальное название — «Apis millifera» —«пчела медоносная, или западная».
Следует отметить, что западная пчела является лишь одним из 4 видов рода Apis. Она обитает в европейских странах, Африке, а со времен колонизации — также в Америке, Австралии и Новой Зеландии (в одомашненном виде).
Ареал обитания трех других видов — азиатский континент. Встретить пчел здесь можно практически повсеместно — ив горных районах и на равнине.
Так, гигантская индийская пчела (Apis dorsata) отдает предпочтение гористой местности и встречается на высоте 2000 м над уровнем моря. Представители этого вида населяют страны Юго-Восточной Азии, распространяясь на восток до Филиппин.
Гигантская индийская пчела строит свои гнезда на ветвях деревьев. Гнезда представляют собой единственную пластину размером до 1 м.
Индийская карликовая пчела (Apis florea) предпочитает равнинные местности и распространена примерно на той же территории. Ее гнез-
до также состоит из одной пластины, но меньшего размера — 8x12 см.
Обычная индийская пчела (Apis cerena) обитает на территории практически всех азиатских государств, ее также можно увидеть в некоторых областях Западной и Восточной Сибири. Этот вид наиболее близок к медоносной пчеле.
Наряду с медоносной, индийская пчела является общественным насекомым: она живет семьями — колониями, состоящими из рабочих пчел, матки и трутней. Отдельные особи пчел неспособны к самостоятельному существованию. Как и медоносные, индийские пчелы являются хорошими опылителями цветковых растений. |
Следует отметить, что медоносная пчела является практически единственным одомашненным видом надсемейства насекомых подотряда жалящих перепончатокрылых. Ее разводят ради получения меда, воска, маточного молочка, прополиса, перги, яда, а также опыления растений. Продукты пчеловодства используют в пищу и в качестве лечебного средства, они находят широкое применение в косметологии и различных областях промышленности.
Использование продуктов пчеловодства началось еще в эпоху первобытного строя, а широкое распространение мед, прополис, воск и пчелиный яд получили в Средние века. Свидетельством тому являются письменные источники Древнего Китая, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и ряда других стран. Сохранилось множество старинных рецептов лечебных снадобий, приготовленных на основе меда и воска. Так, китайцы еще в 3-м тыс. до н. э. рекомендовали мед в качестве лечебного средства. В Индии об антитоксических свойствах меда было известно еще во 2-м тыс. до н. э., этот продукт использовали как противоядие. В Индии и Египте, наряду с медом, использовали пчелиный яд как лечебное средство для втираний.
В Египте эпохи фараонов мед применяли при лечении гнойных ран и язв. Кроме того, его советовали давать детям и подросткам в качестве средства, повышающего интеллектуальные способности, применяли при лечении глазных болезней. Об этом упоминается в папирусе Эберса —«Книге приготовления лекарств для всех частей тела», которая является древнейшим памятником египетской медицины.
Благотворное влияние продуктов пчеловодства на человеческий организм отмечали многие лекари, в том числе и знаменитый древнегреческий врач, реформатор античной медицины Гиппократ (V-IV вв. до н. э.). Он советовал употреблять мед при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, печени, нервных расстройствах.
Гиппократ называл продукты пчеловодства главными целительными средствами от всех недугов, а мед — продуктом долголетия. Как и древнеегипетские целители, знаменитый врач советовал лечить раны средствами, приготовленными на основе пчелиного меда.
О пользе пчелопродуктов писал и знаменитый древнеримский врач Педаний Диоскорид (I в. н. э.). В его труде «О лекарственных средствах» имеются упоминания не только о меде, но и о прополисе.
Большим знатоком и ценителем продуктов пчеловодства был прославленный врач, ученый и мыслитель Востока, автор фундаментального труда «Канон врачебной науки», в котором обобщен опыт врачей древности и средневековья, Абу Али ибн Сина (ок. 980-1037), известный больше под именем Авиценна. Великий врач древности Гален (ок. 130 — ок. 200) рекомендовал использовать мед и пчелиный яд в качестве средств, улучшающих рост волос и устраняющих плешивость.
Интересные факты из истории апитерапии приводит М. М. Френкель в своей книге «И пчелы лечат», изданной в 1988 г.:«Древние памятники Среднего Востока подтверждают тот факт, что пчеловодством в этих местах занимались уже более 5 тыс. лет назад. На эмблемах фараонов обнаружено изображение пчелы. Литературные источники также свидетельствуют о том, что изучением жизни пчел... занимались греческий философ Аристотель и, римский писатель, ученый Плиний Старший . |
В своих трудах он отмечал неоспоримое превосходство меда и прополиса над другими лечебными средствами. По мнению Авиценны, мед помогает при многих заболеваниях, повышает жизнестойкость человеческого организма, поэтому его необходимо употреблять в пищу практически всем людям в любом возрасте, а прополис является незаменимым средством при лечении ран, полученных от стрел и шипов.
Многие древние медики отмечали положительное влияние меда и продуктов пчеловодства на кожу. Сохранились некоторые рецепты медовых мазей и лепешек. Например, Авиценна советовал смешивать небольшое количество меда с пшеничной мукой (без добавления воды), делать из этой смеси лепешки и прикладывать их к больному месту. Средство считалось эффективным при лечении ожогов и длительно незаживающих ран.
Скифы Северного Причерноморья также использовали мед, прополис и воск при лечении различных поражений кожи, в том числе язв и ран. Упоминания о развитии пчеловодства у скифских племен и применении ими пчелопродуктов можно найти в сочинениях знаменитого древнегреческого историка Геродота (между 490-480 — ок. 425 до н. э.).
На Руси о целебных свойствах продуктов пчеловодства (в том числе и пчелиного яда) было известно еще в древности. В Киевской Руси и удельных княжествах Московского государства мед использовали для приготовления различных напитков (медовухи, кваса, травяных чаев с медом) и кондитерских изделий (пряников и др.).
Мед находил широкое применение в народной медицине при лечении ряда заболеваний. В старинных рецептах красоты этот продукт пчеловодства являлся основным компонентом, наряду'с ним использовались лекарственные травы и молочные продукты.
Пчелиный воск шел на изготовление красок и лаков, им обрабатывали специальные дощечки для письма, изготавливали восковые печати, свечи и благовония, а также готовили некоторые лекарственные препараты.
Хорошим противовоспалительным и повышающим иммунитет средством считался прополис. Его рекомендовали использовать при кожных болезнях, заболеваниях полости рта и горла, при зубных болях и в ряде других случаев.
Особым почетом на Руси пользовалось лечение методом пчелоужаливания. Известно, что русский царь Иван Грозный излечился от подагры с помощью этого метода. Пчелиный яд по сей день считается эффективным средством при лечении ряда заболеваний — радикулита, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней центральной нервной системы и др.
Исследователь М. М. Френкель в своей книге «И пчелы лечат» отмечает:«Бурное развитие пчеловодства началось в период распространения христианства в связи с использованием воска для изготовления свечей. Примитивное пчеловодство — бортничество являлось в Киевской Руси к началу X в. довольно доходным промыслом. В этот период мед стал использоваться не только как ценный продукт питания, но и в качестве лечебного средства. Лепешки из ржаной муки с медом применялись на Руси для лечения ран и воспалительных заболеваний кожи. Избыток собранного меда русские купцы продавали купцам Венеции и Генуи, с которыми в тот период велась оживленная торговля».
В XVIII в. в России пчеловодство считалось прибыльным, но доступным только состоятельным людям делом: один пчелиный рой в это время стоил полгривны, тогда как лошадь — 3 гривны. Примечательно также, что личную печать императрицы Екатерины II украшало изображение ульев с пчелами.
Пчеловодство всегда было богоугодным промыслом. В настоящее время в Абхазии создан уникальный Богородичный опытно-исследовательский институт пчеловедения. Основами богородичного пчеловедения являются естественные законы жизни, ведь монахи и священники издавна занимались пчеловодством.
На Руси существовала традиция дарить невесте на свадьбу мед как символ счастливой жизни. На свадебном столе для молодых стояла специально приготовленная слабоалкогольная медовуха. Этот напиток они должны были пить в течение первого месяца совместной жизни — «медового» месяца. |
О принципах Богородичного пчеловедения, отражающих совершенно новый подход к удивительному созданию Apis mellifica, в беседе с Президентом первой пчеловодческой компании«Тенто- риум» рассказал директор Богородичного Абхазского опытно-исследовательского института, архимандрит отец Никодим: «Одно из преданий гласит, что в Киево-Печерской Лавре еще в начале X в., когда первоначинатели монашества на Святой Руси преподобные Антоний и Феодосии, с подвижниками-монахами, поселялись на жительство в земляных пещерах на берегу Днепра, одну из таких пещер они выкопали специально для пчел.
В предании говорится, что в«пчелиной пещере» колоды с пчелами располагались таким образом, что между ними были соединительные ходы для перехода пчел из семьи в семью. Изолированы были лишь пчеломатки. И таких соединенных между собой семей в «пчелиной пещере» было до 150, и не было среди пчел ни роения, ни драк, ни воровства, имеющихся в современном пчеловодстве.
Второй пример аналогичного совместного содержания многих пчелосемей относится к тому времени, когда их содержали на Крайнем Севере, в районе современной Архангельской области преподобный Зосима и Савватий. Этих святых почитают в православии как покровителей пчеловодства. Такой многосемейный улей был сделан сподвижниками-монахами из местных материалов — камыша и рогозы. Он был наподобие человеческого жилища, в него мог свободно входить человек и работать с пчелиными .семьями, соединенными между собой переходами.
Что в этих красивых преданиях? Сказки или реальность? За давностью столетий и даже тысячелетия, достоверно ответить на этот вопрос мы не можем. Лишь Господь знает об этом. К Нему с молитвенной просьбой, несомненной верой мы и обратились за раскрытием этого вопроса. И был нам ответ, что эти предания — реальность и, если мы пожелаем, то можем повторить этот опыт, уже в современных условиях. Вот таким было начало «Богородичного пчеловедения».
«Богородичным» оно было названо потому, что нам — монахам, возвещение было свыше, а «пчеловедением» — потому, что дает людям совершенно новое знание обращения с медоносными пчелами. Во-первых, для общения и работы с медоносными пчелами, как об этом знали преподобные Антоний и Феодосий, а также Зосима и Савватий, надо иметь неискаженное понятие о самих медоносных пчелах. Для этого нужно оставить все прежние измышления и фантазии ума человеческого, а также ту преднамеренную ложь и обман, которые были внедрены в умы и сердца людей прежними идеологиями и мировоззрениями (особенно это касается материализма).
Изначально медоносные пчелы были созданы «домашними сообщественно-семейными насекомыми». Понимая под словом «домашние» таких, которые, хоть и могут выжить без вмешательства человека, но особой полезности не дадут. Если курица будет жить без вмешательства человека, она снесет за сезон не более 25 яиц для восполнения своего потомства. Если же человек создаст ей соответствующие условия жизни и питания, то она снесет за тот же сезон до 250 яиц. А домашняя корова даст 20-30 литров молока в сутки вместо 2-3 нужных для того, чтобы прокормить теленка. И так во всем.
Примеров и с животными, и с растениями множество. То же и с медоносными пчелами. Сегодня, без понятия о них, как о «домашних» насекомых, люди получают от улья не более 10-15 кг меда за сезон. А те, кто вмешивается в жизнь пчел, чтобы создать им соответствующие условия, устойчиво и ежегодно получают по 70-100 кг и более.
Во-вторых, медоносные пчелы и в их первосоздании — общественно-семейные насекомые. Значит наиболее благоприятные для них условия — в объединении многих пчелосемей в одном жилищном объеме, с изоляцией лишь самих пчеломаток, чтобы пчелы смогли свободно переходить из одной пчелосемьи в другую, а не в жестком разделении на улья, как это происходит сегодня.
Человек может успешно управлять животными и растениями в их сообществах лишь тогда, когда осознает Божественные Законы, заложенные в каждом из этих естеств. Они и составляют основу «Богородичного пчеловедения» или пчелоуправления будущего».