НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ УЛЕЙ
Наблюдательный улей обычно имеет только одну рамку, стеклянные стенки и полоски проволочной сетки для вентиляции. Иногда в верхней части улья ставят ряд секций, чтобы показать, какое положение они обычно занимают относительно гнезда с расплодом. Однорамочный улей может быть успешно использован не только для привлечения покупателей, но и для изучения жизни пчел дома или в школе. Улей устанавливают на полке на одном уровне с подоконником. Леток устраивают под оконной рамой. Свобод¬ное пространство с обеих сторон закрывают деревянными планками. Пчелы вылетают в поле и выполняют свои обычные функции, не обращая никакого внимания на то, что за ними наблюдают.
Иногда наблюдательный улей можно расположить на расстоянии 3—3,5 м от окна или от стены, В этом случае улей соединяют с отверстием в стене трубой. Как ни странно, пчелы очень быстро привыкают выходить наружу и возвращаться в улей через длинную трубу. Подобного рода ульи были установлены на выставке в Сан-Франциско в 1915 г. и на выставке «Столетие прогресса» в Чикаго в 1933—1934 гг. Пчелы в течение всего сезона вылетали в поле через длинные трубы.
Очень часто сами пчеловоды, желая глубже изучить жизнь пчел, устраивают наблюдательный улей на окне своей комнаты. Однако обычный наблюдательный улей не позволяет увидеть, что происходит внутри ячеек и за восковыми крышечками сота. Страстный исследователь - пчеловод Артур К. Миллер из Род-Айленда прикрепил поперек между двумя стеклянными стенками 2 ряда сотов на расстоянии около 37 мм один от другого. На соты А. К. Миллер поместил небольшую семью пчел. Таким путем удалось увидеть в ячейках яйца, а затем личинок. Пчелы кормили личинок, а как только они стали прикасаться к стеклу, пчелы вытащили их из ячеек. Когда же с каждой стороны улья поставили по второй стеклянной стенке (расстояние между стенками составляло 6 мм), пчелы беспрепятственно выполняли все операции.
Сразу же после установки наблюдательного улья пчелам дают кормушку с сиропом. Кормят пчел несколько дней, так как в маленькой семье очень мало летных пчел, а поэтому имеющиеся запасы меда в сотах быстро расходуются. Кроме того, кормление стимулирует выделение воска и помогает пчелам завершить отстройку сотов. При обильном взятке пчелы накопят себе запасы меда, а при слабом взятке им нужно давать сироп или мед в кормушках. Если окрасить сироп краской, применяемой в кондитерском производстве, то можно проследить, как его расходуют пчелы. Для этого достаточно 30 г темноокрашенного сиропа. Через 2 года соты в наблюдательном улье описанного типа становятся мутными и темными, а стекло загрязняется остатками воска, прополиса и т. д. Поэтому такой улей следует заселять каждый год новой семьей.
Наблюдательный улей на один сот. Видно соотношение между сотами в рамке и в секциях.
НЕКТАР
В прежние времена считали, что нектар представляет собой всего лишь очень слабый раствор тростникового сахара в воде. Позднее было установлено, что нектар является сложным продуктом, который содержит от 30 до 70% воды, ряд Сахаров и минеральных веществ. На концентрацию сахара в нектаре разных растений большое влияние оказывает влажность воздуха. Д-р X.А.Скуллен показал, что концентрация сахара в нектаре цветков кипрея на открытом ветрам месте изменялась от 13 до 66% по мере изменения относительной влажности воздуха в течение дня (8 марта 1937 г.) от 79 до 29%. В Дэвисе (штат Калифорния) концентрация сахара в нектаре цветков абрикоса увеличилась от 4 до 24,7% в течение дня (3 сентября 1933 г.). В статье Поведение пчел рассказано как пчелы путем вентиляции сокращают содержание влаги в меде от 30—70% до 17-18%.
Раньше считали, что некоторое количество влаги из нектара пчелы выделяют во время полета от цветка до улья. Сотрудник сельскохозяйственной опытной станции штата Айова д-р О. У. Парк определял рефрактометром содержание сахара в слабом растворе сахарного сиропа в кормушках для пчел, а затем определял процент сахара в том же сиропе, взятом из медовых зобиков влетающих в улей пчел. Концентрация сахара в сиропе оставалась без изменения. Таким же образом О.У.Парк определял концентрацию сахара в нектаре различных растений, когда он находился еще в цветках, и сразу после того, как пчелы приносили его в улей. И в этом случае концентрация раствора оставалась неизменной. При образовании меда минеральные вещества нектара, определяющие цвет и аромат меда, также не изменяются. В жизни растения можно выделить период роста и период цветения. Для первого требуется обильное количество влаги в почве, а для второго — обилие солнечного света. Прохладная погода с дождями неблагоприятна для цветения. Сухая же погода во время роста может задержать развитие растения, которое в дальнейшем будет выделять очень мало нектара.
НИССА
Нисса — лесное дерево, растущее на заболоченных территориях от южной части штата Нью-Джерси до Флориды и Луизианы. Известно также под названием черное тупело и водяное тупело.
НОЗЕМАТОЗ
До последних лет американские пчеловоды считали нозематоз несерьезным заболеванием. Они предполагали, что болезнь появляется в результате неправильного ухода за пчелами и особенно вследствие плохих условий зимовки. В Европе нозематоз уже давно приносит большой ущерб пчеловодству.
Возбуждает болезнь одноклеточный протозойный паразит Nosema apis. Заглатываемые вместе с водой и кормом споры (стадия покоя) прорастают в желудке пчелы. Образующиеся планонты заполняют эпителиальные клетки кишечника пчелы. При дальнейшем развитии паразита формируются меронты, споробласты, молодые споры и, наконец, зрелые споры. Эпителиальные клетки разрываются, споры попадают в прямую кишку и выбрасываются с калом, который становится источником распространения инфекции.
Кармо и Моргенталер (1939) установили, что возбудитель нозематоза быстро развивается при температуре от 30 до 33,8°, медленно — при 20—25° и совсем не развивается при 10 и 37°. По мнению этих авторов, ранний вывод расплода способствует распространению болезни.
Лотмар (1944) сообщил, что нозематоз быстро развивается при температурах, которые наиболее благоприятны для вывода расплода. Ниже 30° и при 36° ход болезни замедляется. Зараженные пчелы после содержания их в течение 10 дней при 37° выздоравливали.
По Фаррару (1942, 1944, 1947), нозематоз вызывает гибель пчел и маток, особенно в семьях, сформированных из пакетных пчел. Однако высокие летние температуры приостанавливают распространение болезни.
Аналогичные исследования были начаты в Белтсвилле (штат Мэриленд) в 1942 г. и продолжались в Ларами (штат Вайоминг) с 1943 по 1947 г. В опытах было использовано около 300 клеточек, в каждой из которых находилось 125 пчел. Наблюдения проводились также над 600 семьями пчел. Пчел для большинства клеточек брали из здоровых семей, то есть в образцах, состоящих из 50 пчел, не было ни одной нозематоз ной пчелы. Клеточки с пчелами держали при температурах от 10,5 до 37,2°. В каждой клеточке находилась кормушка с сахарным сиропом и поилка с водой. Материал для прививки готовили путем смешивания спор ноземы с сиропом (примерно 1 млн. спор на 1 куб. см сиропа). В отдельных клеточках использовались пчелы из естественно зараженных семей. Подсчет отмерших пчел вели ежедневно.
Опыты в Белтсвилле и Ларами показали, что оптимальная температура для развития Nosema apis равна 31°, максимальная температура находится в пределах от 36,6 до 37,2°, а минимальная — от 10,5 до 13,8°. Развитие возбудителя задерживается при температурах вывода расплода (33,8—35°) и при зимних температурах в ульях с пчелами без расплода. Зараженные пчелы при содержании их в течение 14 дней при 37° выздоравливают.
Продолжительность жизни как здоровых, так и зараженных пчел в различных семьях сильно варьирует и зависит от того, остаются ли пчелы в семьях или содержатся в клеточках. Продолжительность жизни пчел из разных семей одной породы более одинакова, чем продолжительность жизни пчел из семей разных пород. Длительный инбридинг сокращает среднюю продолжительность жизни рабочих пчел, но инбредные семьи одного происхождения в этом отношении различаются. Хорошие семьи с долговечными пчелами продолжают развиваться весной даже при сильном заражении нозематозом. Слабые семьи с недолговечными пчелами не развиваются и слабеют, а если заражение сильное, то они погибают. Семьи с долговечными пчелами выводят больше рабочих пчел и дают больше товарного меда, чем семьи недолговечных пчел. Потери от нозематоза можно сократить путем селекции и вывода семей с долговечными пчелами, способными к весеннему развитию даже при заражении большинства пчел. В последние годы получено эффективное средство против возбудителя нозематоза — антибиотик фумагиллин, который скармливают пчелам.
НУКЛЕУС
Нуклеус — это небольшая семейка пчел, занимающая часть улья или небольшой улеек. В нуклеусе-малютке бывает всего сотня пчел и матка, но такая маленькая семейка не может долго самостоятельно существовать. Обычно в нуклеусе, кроме матки, имеется 500— 1000 пчел. Нуклеусы широко применяются при промышленном выводе маток. Как правило, нуклеус занимает 1—2 обыкновенные рамки. Нуклеус на 5—6 рамок с пчелами и расплодом уже называют слабой семьей. Нуклеусы используют для увеличения пасеки и для оплодотворения маток, так как нерационально брать неплодных маток из нормальных семей, которые должны заниматься постройкой сотов.
Лишь в некоторых случаях опытным пчеловодам удается разделить семьи на нуклеусы, не снизив сбор меда. После завершения главного взятка семьи можно раздробить на нуклеусы в 2—3 рамки так, чтобы в каждом из них был маточник, неплодная или плодная матка. Однако весь этот процесс довольно сложный.
Летные пчелы старшего возраста возвращаются на прежнее место, оставляя молодых пчел ухаживать за расплодом, который в большинстве случаев погибает. Но это еще не все. В безвзяточное время в летки покинутых летными пчелами нуклеусов быстро вторгаются пчелы-воровки. Тысячи пчел погибают. После опустошения нуклеусов пчелы становятся злыми и начинают жалить соседей.
Начинающий пчеловод, купивший семью пчел на пасеке, расположенной за 4—4,5 км от своего дома, может разделить ее до того, как пчелы осмотрятся на новом месте. Пчелы каждого нуклеуса будут оставаться там, куда их поместят. Все летки должны быть сужены. В каждом нуклеусе должен быть маточник, неплодная или плодная матка. При желании быстро увеличить число семей, нуклеусы следует снабжать плодными матками. Чтобы в каждом нуклеусе вывести собственную матку, необходимо в каждом из них иметь яйца или очень молодые личинки. Однако в этом случае вывод маток будет протекать очень медленно. Кроме того, матки, выведенные в нуклеусе, всегда хуже маток, выращенных в сильных семьях.
На севере США начинающему пчеловоду не следует делить семьи во второй половине июля или в августе. Значительно легче разделить семьи пополам. Утром пчеловод обычно переносит на новое место около двух третей пчел, весь печатный расплод (если возможно) и старую матку. На прежнем месте остаются незапечатанный расплод и около трети пчел, которым дают маточник или неплодную матку. Большинство летных пчел возвращается на прежнее место. Таким образом семья разбивается примерно на равные части. Однако через сутки в старой семье может оказаться даже больше пчел. Во вновь образованной семье, или нуклеусе, из запечатанного расплода начнут выходить молодые пчелы, поэтому семьи через короткий срок становятся равными по числу пчел. Старая матка, удерживающая своим присутствием пчел, откладывает яйца по мере того, как пчелы успевают заботиться о них.
Подобным способом из одной семьи можно сделать три. При этом большую часть печатного расплода и пчел следует перенести в нуклеусы, так как большинство летных пчел все равно вернется на старое место. Впрочем, если летки у нуклеусов не открывать 3—4 дня, число возвращающихся на старое место пчел значительно сокращается. Конечно леток старого улья закрывать нет надобности. Если в одном или в обоих нуклеусах будет обнаружен недостаток пчел, то ночью перед летками нуклеусов стряхивают пчел с 1—2 рамок, взятых из другой семьи. При делении семьи рекомендуется на 1—2 дня посадить матку в клеточку.
У.У.Сомерфорд из Техаса успешно формировал нуклеусы, особенно на отъезжих пасеках. Вот как он описывает свой способ.
«Прежде всего из всех лучших семей надо удалить маток или посадить их в клеточки. При этом гнезда должны быть хорошо заполнены расплодом (желательно иметь 8—10 рамок на улей). Через 10 дней после удаления маток в каждой семье появятся маточники, а пчелы придут в возбужденное состояние, ожидая выхода маток. В это время спокойно вынимают рамки и делят семью. Каждый нуклеус составляют из двух рамок с расплодом и сидящими на них пчелами и одной рамки с медом. Третья рамка служит прекрасной разделительной доской. Две рамки с расплодом и пчелами ставят к стенке улья. Рамка с медом идет третьей от стенки.
В каждом новом улейке или отделении улья должны быть по крайней мере один зрелый маточник и рамка с медом. Как только сделан отводок, надо плотно заткнуть леток улья зеленым мхом. Если мха нет, используют зеленую траву и листья. В улейках и ульях не должно быть дыр и щелей, через которые могли бы вырваться летные пчелы. Беспокоиться о том, что пчелы задохнутся при закрытых летках у отводков, не следует. За 4—5 дней они прогрызают себе вход и выход. В это время можно убрать часть травы и сделать проход шириной 3—5 см. Пока пчелы прогрызают мох, молодая матка выходит из маточника, уничтожает своих соперниц и приготовляется к брачному полету. Из 20 нуклеусов, полученных указанным способом, 19 развивались хорошо, хотя за пчелами никто не присматривал в течение трех недель после деления.
Таким образом, можно не покупать маток, не опасаться пчелиного воровства и затрачивать на деление семей очень мало времени. Опытный пчеловод за час может сформировать до 20 нуклеусов».
У.У.Сомерфорд говорит об удалении матки или содержании ее в клеточке. Матка может находиться целую неделю в клеточке в своей собственной семье, и пчелы будут ее кормить через проволочную сетку.
Все описанные в данной статье операции применимы к пчелам в пакете весом 450г или 225г.